Центральный офис:
Санкт-Петербург, Большой проспект ПС,18
ст. м. Спортивная
+7 (812) 922-39-30

Проект "Модное интервью": Мэган Виртанен

28.10.2013
Недавно нашу студию посетила историк моды, журналист, ведущая авторского курса лекций, коллекционер винтажной одежды и просто неподражаемая и органичная в своем стиле - Мэган Виртанен. О том, почему нужно ставить ретро субкультуру на коммерческие рельсы и как правильно самовыражаться, читайте в нашем интервью.


О МОДЕ И ВДОХНОВЕНИИ

Расскажите, в какой момент вы поняли, что хотите связать свою деятельность с модой?
Моя деятельность не связана с модой, моя деятельность связана с историей…с историей экономической, с историей повседневности, частью которой и является история моды. Мода – это очень хорошее зеркало настоящей, бытовой, повседневной истории, именно поэтому это наиболее интересный для меня аспект. В выражении «историк моды» я все-таки делаю акцент на слово «историк». Мода – это хороший способ отражать реальность, потому что она меняется под влиянием большого мира.





Почему вас заинтересовали именно 30-40-е годы?

Чистая вкусовщина, от слов «мне нравится». Именно эстетика этого периода отвечает моим личным эстетическим запросам. Началось все с классического джаза 30-40-х и, в общем-то, вопрос о стиле не стоял, потому что сначала был интерес к музыке, а уже потом появился интерес к истории, к культуре того времени. И уже оттуда пришел последующий интерес к одежде того периода. То есть, это не был какой-то поиск специального стиля для себя, это просто была попытка опробовать на себе, как те люди чувствовали себя в тех вещах… Мне понравилось.


Что скажете о состоянии современной модной индустрии?

Современная модная индустрия в превосходном состоянии, за исключением того, что она, по сути, перестала быть модной, а стала «одежной индустрией». В западном современном обществе слова «мода» и «одежда» почти уравнены, но все же это разные вещи. Сейчас модная индустрия дает огромное количество одежды: мы знаем эту быструю сменяемость трендов, коллекции, которые поступают в магазин чуть ли не каждую неделю. Но моды при этом как таковой нет - моды как единой централизованной четкой понятной линии. Ее, на самом деле, нет уже с конца 70-х. В 70-е было провозглашено, что «моды нет, есть стиль»: есть спортивный стиль, есть этнический стиль, есть романтический стиль и так далее. Наступило время свободного выбора: хочешь брюки – носи брюки, хочешь шорты – носи шорты. Мода в качестве феномена до конца 60-х годов такой свободы не предлагала: если в моде мини, то все носят мини вне зависимости от возраста, комплекции и так далее. Любая женщина в 1948 или 1949 году должна была впихнуть себя в диоровское платье, и все себя подгоняли. До 60-х годов, даже до конца 60-х годов, мода – это что-то, с чем люди действительно сверяются постоянно, вплоть до длины юбки. Для нас сейчас такой диктат представить странно, поэтому я и говорю, что это индустрия одежды, а не индустрия моды.


В одном из интервью вы назвали себя в шутку некрофилкой, так как все люди, которыми вы восхищаетесь, уже умерли. А есть ли все же кто-то из современников, кто близок вам по духу?

Вдохновение – это такой человек, как например, Сергей Сотников, начальник заброшенного вертолетного аэродрома в поселке Ижма, который несмотря ни на что 12 лет ходил и расчищал этот аэродром. А потом именно на этот аэродром совершил аварийную посадку ТУ-154, который летел из Якутии в Москву. Понимаете, вот это да, вдохновляет. Это невероятное умение делать свое дело, то, что ты считаешь «своим» делом несмотря ни на что. Это, на самом деле, безумно трудно. Это такой большой поступок делать «свое дело» без каких-то социальных аплодисментов и ожиданий.


Сегодня с каждым днем возрастает интерес к ретро-моде и винтажу. Что для себя вы вкладываете в понятие «винтаж»?

Для себя в понятие «винтаж» я вкладываю четкую формулировку, потому что винтаж – это бытовой предмет, в том числе предмет одежды, который старше 30 лет и моложе 100. Я предпочитаю следовать именно этому определению. Все остальное, что сейчас называют «винтажным стилем», это новодел, копия, реплика.



Чем обоснован этот возросший интерес к винтажному стилю?

В моде собственно из-за тех же свитеров и джинсов. Мы, как общество, с 60-х годов демократизируемся и отказываемся от всех символов статуса и от всех декоративных элементов, которые бытовали. Мы отказались от обязательных головных уборов для мужчин и для женщин, отказались от перчаток, от украшений, от сумочек, от деловых костюмов с галстуками как обязательной ежедневной одежды и так далее. Мы отказывались от этих элементов последовательно и в результате мы пришли к тому, что современному человеку достаточно надеть джинсы и свитер или джинсы и майку и, в общем, он одет для всех случаев жизни, куда бы он ни попал, за редким исключением каких-то особенно парадных событий, как например, скачки в Аскоте, где обычный человек, в принципе, не оказывается.
Одежда – это способ говорить о себе, это способ делать какие-то заявления о себе. И сейчас получается, что ваша одежда о вас ничего не говорит. На вас точно такие же джинсы и свитер как на вашем соседе в метро, на прохожих на улице, на ваших коллегах по работе и так далее. Это всё одинаковое. Вы по-прежнему, конечно, можете выделиться какой-то одной яркой деталью, но тем не менее принцип получается один. А люди все равно хотят говорить о себе. Человеку очень важно самовыражаться, самопроявляться тем или иным способом. Одежда – это прекрасный способ самовыражения, проявления своих личных эстетических вкусов, своих убеждений и так далее. Вы всегда что-то говорите своей одеждой. Именно поэтому идет эта попытка возврата к утраченным обществом деталям гардероба. То есть нужно как-то говорить о себе. Если сейчас у нашего современного общества нет ничего, с помощью чего можно говорить, тогда давайте вернем то, что было. Давайте вернем те замечательные шляпки, сумочки, перчатки, платьица, костюмы и так далее и при помощи них мы будем говорить о себе.



ОБ ОДЕЖДЕ И ОБРАЗЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

По словам поэта Ральфа Уолдо Эмерсона: «Ощущение себя идеально одетым дает человеку чувство внутренней уверенности в себе, которую даже религия не в силах предоставить». Какой он для вас - «идеально одетый человек»?

А теперь вернемся к началу цитаты – «ощущение себя идеально одетым» - и вот это «себя» оно главное, поэтому я не знаю, как он идеально одетый человек. Я могу определить идеальную «одетость» для себя. Мы не можем определить, что значит «идеально одетый» другой человек. Это будет идеально для нас, но опять же навесит какие-то определенные ожидания на человека. Термин «идеально одетый» каждый пусть определяет для себя сам.



Как, по вашему мнению, должна выглядеть современная женщина?

Она должна выглядеть так, как считает нужным, согласуясь со своими внутренними ощущениями, со своими физическими кондициями.

Россиянок часто обвиняют в отсутствии вкуса», так ли это?

Любая оценка – это условность. Русских женщин много и у всех разный вкус, поэтому я бы не сказала, что мы так уж сильно отличаемся от той же европейской улицы. Да, у нас больше женщин в процентном соотношении, которые ярко красятся и наряжаются, но точно также у нас много женщин, которые выглядят также, как и любая европейка. Та самая хваленая европейка, которая не пользуется косметикой и носит только джинсы и кроссовки. Европейки тоже бывают разные. И там отделы косметики на ком-то свою кассу делают. Поэтому я считаю, что это какой-то немного предвзятый взгляд. В целом, русские максимально приближены к европейскому стандарту, с моей точки зрения.


Зачастую можно услышать фразу о том, что любители ретро-образов просто таким способом привлекают к себе всеобщее внимание? Ваш ретро-стиль – это способ популяризации персоны, личного бренда «Мэган Виртанен»?

У людей есть такое свойство приписывать и объяснять поведение других людей исходя из понятных себе мотивов. Если человека волнует финансовая тема, он будет считать, что окружающие делают все только из-за денег, потому что для него это личный мотиватор. Также и со вниманием: человек, который жаждет всеобщего внимания, будет говорить, что другие делают все, чтобы это внимание получить. Все это говорит очень многое о высказывающем свою оценку человеке и ничего о людях, которые это делают. Бесполезно людям объяснять, что это делается не ради внимания, а соответствует внутренним эстетическим убеждениям, внутреннему комфорту. Мне в моей одежде хорошо, комфортно. Я чувствую себя гармоничной. Мне не будет также гармонично в джинсах. Иногда мне хочется, чтобы внимания было меньше, потому как оно бывает слишком утомительным. Привлечение внимание к деятельности меня интересует, безусловно, хотя бы просто потому, что я читаю лекции и мне интересно, чтобы на лекциях было множество слушателей.


Ваше мнение об образах фриков современности: Анны Делло Руссо, Андре Леон Телли и других.

Если для людей то, как они одеваются, ощущается как красивое, гармоничное, приятное и хорошее, то почему бы и нет? Я бы не стала называть их «фриками», это просто люди с эстетическим вкусом, несколько отличающимся от общепринятого.

Как вы относитесь к тому, как юный блогер Тави эксплуатирует ретро-образ в целях повышения собственной популярности? Не ставит ли это всю ретро-сферу на коммерческие рельсы?

Если мы уж говорим о Тави, то давайте вспомним: девушка – подросток, а для подростка вообще перебор разнообразных стилей - это норма. Подростковый возраст – это возраст, когда человек ищет свою идентичность, ищет, кто он в этом мире, в том числе и посредством одежды.
Ретро-сфера, как вы называете, это субкультура, и она должна быть поставлена на коммерческие рельсы. Я очень стремлюсь поставить ее на коммерческий лад со своей стороны и считаю, что чем она будет коммерциализированней, тем лучше. Это все-таки субкультурное явление, пусть даже ставшее модным и охватившее многих людей. Такие субкультуры могут начаться с единичных случаев, но чтобы субкультура могла расти и развиваться, нужна материальная база. Нужны винтажные магазины, нужны мастера, которые будут ремонтировать те же ретро-автомобили, нужны места, куда люди могут прийти «на других посмотреть, себя показать», нужны лекции, нужны книги – для всего этого нужны деньги. Тем более, что ретро субкультура материально богатая и это не тот тип субкультуры, который может развиваться в гаражах и подъездах. Ретро субкультура требует весомых материальных вложений.


БЛИЦ-ОПРОС

Любимый фильм?

Скажем так, они периодически сменяются. На данный момент это фильм «Новая Москва» выпуска 1938 года.

Любимое место в России или в мире?

Есть, дома. Я по своей природе домоседка.

Какая причина может считаться уважительной, чтобы не пойти на работу?

Вы умерли или вы скоро умрете. Очень серьезное физическое недомогание на уровне госпиталя, комы – это повод не пойти на работу. Во всех остальных случаях это не повод. Я в некотором роде трудоголик, поэтому считаю, если ты берешь на себя какие-то обязательства, то ты их выполняешь. Не можешь выполнять – не бери на себя обязательства, если ты берешь на себя работу – выполняй ее. Культура труда в современном обществе потеряна.

Если переезжать из России то, в каком городе вы бы предпочли жить?

Из России я переезжать совершенно не собираюсь, мой родной город Ленинград меня всем устраивает, кроме, может быть, климата, но я уже привыкла.
Если бы вопрос стоял так, что надо куда-то переезжать, то я бы выбрала Буэнос-Айрес.

Ваше жизненное кредо?


Счастье в труде.

Беседовала Александра Леклер, имидж-студия «Высшая власть»
Фото в студии ВВ: Яна Мирошниченко
© 2010—2024 «Высшая власть»
Санкт-Петербург — Москва — Лондон
+7 (812) 922-39-30